Скуднева Ирина Александровна Заместитель директора по воспитательной работе |
Содержание воспитания обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
ГБОУ СОШ №252 – это относительно молодое учебное учреждение, с уже сложенными традициями, в то же время, привлекающее новые ресурсы для развития в передовых направлениях воспитательной работы. Школа адаптируется к изменчивой среде и полностью следует тенденциям ФГОС.
Качественное образование является ключом к самореализации, является основой карьерного роста, повышения уровня жизни в семье, выступает базой воспитания человека, формирования его мировоззрения на годы вперед.
Приоритетными формами организации воспитательного процесса в ГБОУ СОШ №252 следующие детско-взрослые объединения:
- школьный парламент;
- школьный спортивный клуб «Вектор»;
- клуб спортивно-бальных танцев «Ника»;
- вокальный ансамбль «Новые голоса»;
- театральная студия «Ревю».
Так школьный парламент является полноценным органом ученического самоуправления, имеющим право голоса при принятии решений об общешкольных мероприятиях, также способным при умеренном контроле организовать и при необходимости самостоятельно провести мероприятия воспитательного характера. Клуб «Ника», вокальный ансамбль «Новые голоса» и театральная студия «Ревю» являются постоянными участниками всех общешкольных праздников. Традицией школы также является участие директора в праздничных концертах, а именно выступление с вокальными номерами. С сентября 2023 года в школе функционирует Отделение дополнительного образования детей (ОДОД), что также повышает уровень внеурочной активности обучающихся.
Помимо творческой самореализации важной составляющей воспитательного процесса является участие в различных благотворительных акциях и проектах. Так начальная школа активно работает в рамках проекта «Огонек добра», а основная и средняя больше реализуют воспитательный потенциал добровольческий деятельности через различные патриотические проекты, в частности участвуя в акциях поддержки участников СВО.
С первых дней пребывания в стенах образовательного учреждения ведется целенаправленная работа по формированию положительного отношения к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Важной составляющей частью культуры поведения является соблюдение требований к внешнему виду школьников. Понимая потребность подростков самовыражаться, в том числе через свой внешний вид, администрация школы смягчает требования к школьной формы после перехода от начальной ступени образования к основной: помимо делового допускаются элементы более свободного стиля. При этом на торжественных и других официальных мероприятиях, в том числе на еженедельной церемонии подъема флага, обучающиеся присутствуют в парадной форме.
Важными и неукоснительно исполняемыми являются следующие принципы организации образовательной деятельности в школе:
- соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных Событий школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
По итогу всей педагогической деятельности предполагается, что выпускник будет обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно жить в обществе;
4) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской Федерации, общественно-политические достижения государства, чтить государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих, принимать активное участие в государственных праздниках;
5) вести здоровый образ жизни; гражданин России - может принести своей стране практическую пользу;
6) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знания компьютерной техники и иностранных языков, готовности к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира;
7) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской Федерации, владение родным языком и культурой;
8) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения, выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;
9) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной культуры.
Перспективная модель выпускника школы построена на основе Национального образовательного идеала – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа и ориентирован на готовность к самореализации в современном мире.
Локальные акты, регламентирующие вопросы воспитательного процесса
Нормативно-правовая база
Федеральные документы:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (в ред. От 02.12.2013 № 328-ФЗ);
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 №536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»»;
- Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10;
- Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 – р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Постановление Правительства РФ от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы»;
- Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20).
Региональные документы:
- Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 05.05.2012 г. № 1263-р «Об утверждении концепции образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
- Распоряжение Комитета по образованию от 16.01.2020 №105-р «Об утверждении Концепции воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы «Петербургские перспективы».
Районные документы:
- Концепция развития системы образования Красносельского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 годы;
- Программа воспитания, социализации и самореализации «Поколение.ru 2.0» Красносельского района Санкт-Петербурга 2021-2025 г.г.
Локальные документы:
- Рабочая программа воспитания ГБОУ СОШ № 252 на 2021 – 2025 г.г.