Деятельность Службы сопровождения направлена на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.
Основная цель Службы сопровождения - организация социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
Задачи Службы сопровождения:
- формирование банка данных учащихся, нуждающихся в социально-психологической поддержке;
- защита прав и интересов детей, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении проблем;
- комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
- содействие ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
- содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения;
- психолого-педагогическая помощь родителям (лицам, их заменяющим), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
- консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Запись на консультацию к педагогу-психологу
Часы приёма для родителей:
- понедельник с 10:00 до 12:00;
- четверг с 14:00 до 16:00.
Если вам сложно рассказать о вашей проблеме при личной встрече, или тяжелая ситуация произошла во время каникул, вы можете найти помощь на следующих ресурсах:
- Психолого-педагогическая помощь детям, подросткам и их родителям специалистами из ЦПМСС Красносельского района, по адресу: Петергофское шоссе, д. 3 (по будням с 9:00 до 16:00) телефон: 454-27-80 (по будням с 10:00 до 16:00);
- Психологическая помощь детям и подросткам онлайн https://pomoschryadom.ru
- Бесплатный чат «Твоя территория онлайн» (сайт, группа)
- Телефон доверия для детей и подростков 8 (800) 2000-122
Нормативно-правовая основа деятельности психолога
Информация для родителей
Информация для педагогов
Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков
Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям» с учетом имеющегося многолетнего успешного опыта оказания всестороннего содействия детям, находящимся в опасном положении, трудной жизненной ситуации, создала ресурсы профилактики и кризисной помощи для несовершеннолетних, касающиеся в том числе проблем буллинга, суицидального и деструктивного поведения несовершеннолетних:
Советы по борьбе со страхами
В эти нелегкие дни самоизоляции самая опасная вещь для всех – это страх. Страх, как ожидание какой-либо беды, рождается из тревожности, которую можно приобрести на ровном месте. Тревожность побеждает уверенность. Верующим людям легче бороться со страхом. Однако, хочу заметить, что в данной ситуации вспоминается поговорка: «На случай надейся, а сам не плошай.»
Вот несколько советов, как спастись от тревог:
- Выполняйте рекомендации врачей по профилактике. Не стоит пренебрегать советами – кто знает, какая мелочь убережет от нежелательных последствий?
- Реже смотрите телевизионные новости и передачи посвящённые COVID-19. 1-2 раза в день для осведомления достаточно. Более будет способствовать росту тревоги.
- Не путайте осторожность и страх. Страх внутреннее проявление, а осторожность внешнее. Сохраняйте спокойствие внутри и не опускайте руки, тогда всё будет хорошо.
Советы по снятию напряжения
Во время самоизоляции иногда самое трудное – сохранять спокойствие. В этот раз расскажу несколько вариантов расслабиться и переключиться на что-нибудь позитивное.
- Все психологи рекомендуют заниматься физической нагрузкой. Любой, какая вам подходит: гимнастика, фитнес, аэробика или йога. Даже небольшая физическая активность несёт физическое и психическое расслабление. К тому же позволит подтянуть тело, ведь лето уже не за горами.
- Психические напряжение может быть снято не только физически, но и ментально. Проведение или соблюдение какого-либо ментального ритуала может снимать психическую нагрузку. Примером такого ритуала может быть дыхательное упражнение «Квадрат»: делаем вдох на 4 счета, задерживаем дыхание на 4 счёта, выдыхаем на 4 счёта и не вдыхаем на 4 счёта – повторяем 4 раза.
- Ещё один действенный способ психически расслабиться – сублимировать, то есть перевести переживания в творчество. Главный плюс – не обязательно с кем-то делиться творением. Никому не обязательно знать, что изображено на рисунке или почему стихи не попадают в такт. Главное выразить себя. А для пущего эффекта можно сразу уничтожить результат творения, и замести следы.
Советы родителям
Прошла первая неделя обучения с дистанционными технологиями и у всех буря эмоций. Сейчас я дам несколько как не допустить, чтобы «буря» переросла в нечто более страшное.
- У педагогов свои секреты, но один из главных – понимание. Понимайте, что все дети уникальны, и эту самую уникальность сложнее всего увидеть в своём чаде. Конкретно я имею ввиду собственный темп усвоения каждого обучающегося. Например, кому-то нужна полная тишина для концентрации, а кому-то равномерный шум (музыка). Кот-то понимает с первого раза, а кому-то жизненно необходимо повторить несколько раз. Любая крайность не даёт ребенку полярную характеристику (например, как хороший или плохой). Аккуратно прощупайте какой метод обучения подходит именно вашему ребёнку. И помните, что с разными предметами могут сочетаться разные методы.
- Расписание или план занятий. Во-первых, у работы за компьютером есть ограниченное время, определённое СанПиНом. Не стоит его нарушать, и если вдруг уроки с учителями накладываются на заслуженный перерыв, можно обратиться с просьбой к учителю, думаю, что он поймет. Что касается оффлайн и домашних заданий, тут всё просто. Делайте перерывы либо между предметами, либо через промежутки времени, даже если не закончили. Если возникла «ментальная пробка», то как и с машинами, нужно немного подождать, сама рассосётся. Впихивать с силой знания – это стресс и для ребёнка, и для родителя. Лучше сделать паузу на положительной ноте, тогда у обучающегося не появится негативное отношение к процессу, и тогда он пойдёт намного быстрее. А иногда знаниям нужно время, чтобы отложиться в памяти.
Советы психолога в период самоизоляции
Чтобы хорошо пережить условия самоизоляции мой первый и самый главный совет: будьте спокойны и рассудительны, смотрите на вещи и ситуации под новым углом – больше оптимизма!
- Квартира – не тюремная камера, а островок безопасности. Всегда хорошо там, где нас нет, но может самоизоляция – это повод сделать дела, которые так давно откладывались;
- Соблюдайте границы. Квартира, какая бы большая она не была, очень тесное пространство даже для самой маленькой семьи, но у каждого должен быть свой уголок, даже небольшой, где он может побыть на едине со своими мыслями.
- Не бойтесь говорить со своим окружением. В обычной жизни мы не редко упускаем возможность действительно говорить с самими близкими. Чаще начинайте предложения с «Я, мне», если хотите оценить действия своего члена семьи. Например: «Мне приятно, что ты налил(а) мне чай» или «Я рад, что в твоей комнате чисто». Или недовольство: «Мне не приятно, когда ты меня отвлекаешь от работы/домашнего задания»;
- Проводите вечера за общими делами: настольные игры или просмотр кино и т.п. Даже если это непривычно, и поначалу неловко;
- Делайте физические упражнения или танцевальный фитнес, если позволяет место. Физические упражнения уберегут от депрессии и не дадут «закиснуть».
8 (800) 200-01-22 Работает круглосуточно |
Единый детский телефон доверия по России Кто был первый абонент – ребенок или взрослый? Что беспокоило его в тот момент? Этого мы рассказывать не будем: КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ изначально была главным условием работы службы экстренной психологической помощи, созданной по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одно можно сказать точно: на том конце провода позвонивший услышал в ответ голос человека, который реально готов выслушать и помочь. |
(812) 323-43-43 Работает круглосуточно |
Телефон доверия Городской психиатрической больницы №7 им. академика И.П.Павлова ("Клиника неврозов") |
(812) 708-40-41 Работает круглосуточно |
Телефон экстренной психологической помощи для детей и взрослых |
(812) 322-94-07 Ежедневно с 10.00 до 20.00 |
Кризисная Служба, телефон доверия "Душевный разговор" |
Унковская Татьяна Федоровна Социальный педагог |
Для оказания экстренной помощи детям, подросткам и родителям, оказавшимся в социально опасном положении, в том числе в ситуациях, связанных с семейными проблемами, работает телефон доверия (бесплатно): 004, 8-800-2000-122, 576-10-10. 8-800-25-00-15 - телефон, если поступает угроза по интернету или мобильной связи. |
Уполномоченный по правам ребенка
Дорогой друг! Если ты попал в трудную жизненную ситуацию и не знаешь, как найти из нее выход, если тебе нужны помощь, зашита и поддержка, ты всегда можешь обратиться в аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге.
Памятки и рекомендации для родителей
Вам помогут
Вы столкнулись в своей жизни со сложной ситуацией и Вам нужна помощь профессионалов? Вы не знаете к кому обратиться, но точно не готовы делиться с близкими и друзьями? Обратитесь в "ПомощьРядом.рф".
На портале ты узнаешь:
- Куда звонить, если тебе нужна срочная помощь
- Какие взрослые тебе могут помочь
- Много интересной и полезной информации
- Истории из жизни твоих сверстников
- Узнать номера телефонов и адреса организаций, где тебе помогут
- Получить полезную информацию и пройти тестирование
- Поиграть в игры и перейти по ссылкам на интересные сайты
- Помочь другим и поделиться своей историей
- Общаться со сверстниками и делиться своими переживаниями с личным консультантом
Позвоните в специализированную службу!
Профессионалы, работающие в кризисных центрах каждый день сталкиваются со сложными, а порой и трагическими ситуациями своих абонентов. Там к Вам отнесутся без предрассудков и осуждения, выслушают и обязательно смогут дать совет, который поможет.
Не бойся делиться чем-то тяготящим. Только обратившись за помощью, ты сможешь порвать порочный круг.
Телефон доверия – это анонимный, безопасный и очень эффективный способ выйти из кризисной ситуации. Сделай первый шаг. Подари себе возможность на нормальную жизнь, а специалист на той стороне телефонной линии сделает все, чтобы тебе в этом помочь.
Посмотрите также информацию на следующих сайтах:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье» - http://ppc.coi.spb.ru/
Горячие телефоны в Санкт-Петербурге
Школы здоровья для родителей
СПб ГКУЗ «Городской центр медицинской профилактики» представляет Вашему вниманию записи занятий Школы для родителей по различным темам сохранения здоровья ребенка с участием педиатров, психологов, психотерапевтов, преподавателей медицинских и педагогических вузов: Первого СПб ГМУ им. академика И.П. Павлова, СЗ ГМУ имени И. И. Мечникова, СПб ГПМУ, Детского научно-клинического центра инфекционных болезней, «НМИЦ им. В.А. Алмазова», СПб НИИ уха, горла, носа и речи, ФБГУ «НИИ гриппа им. А.А. Смородинцева», СПб Государственного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, ДКГБ №5 им. Н.Ф. Филатова, Управления Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербургу, детских городских поликлиник: №7, 16, №63, №30, №8, №68, №35 Выборского, Приморского, Центрального, Красногвардейского и Московского районов, городской детской стоматологической поликлиники №6, ЦВЛ «Детская психиатрия им. С.С. Мнухина», КДЦ для детей, детского городского сурдологического центра.
Посмотреть занятия в записи, можно воспользовавшись ссылками, указанными ниже или на видеоканале YOU TUBE Городского центра медицинской профилактики, сайт:www.gcmp.ru.
Профилактика травматизма, стоматологических заболеваний, рациональное питание, питание детей от года до 7 лет, основные принципы питания детей от 7 до 18 лет, профилактический осмотр детей, роль родителей в развитии речи, что надо знать об аллергии и пр.
Плейлист: https://www.youtube.com/playlist?list=PLO2-hQiMHj9MtOgqHPZXKZ7B2n949ar8P
Занятие 1. Профилактика травматизма у детей
Занятие 2. Профилактика травматизма у детей
Занятие 3. Психомоторное развитие ребенка до 3 лет
Занятие 4. Нервно-психическое развитие ребенка от 3 до 18 лет
Занятие 5. Питание детей от года до 7 лет
Занятие 6. Основные принципы питания детей от 7 до 18 лет
Занятие 7. Профилактика кишечных инфекций и паразитарных заболеваний
Занятие 8. Профилактические прививки. Что нужно знать родителям и детям!
Занятие №9. Стили семейного воспитания и их влияние на характер ребенка
Занятие №10. Урок здоровья для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Занятие №11. Права и обязанности родителей по сохранению здоровья детей
Занятие №12. Профилактический осмотр детей. Мы заботимся о здоровье ваших детей!
Занятие №13. Важность слуха для нормального развития и успеваемости
Занятие №14. Роль родителей в развитии речи у детей с расстройствами слуха и речи
Занятие №15. Профилактика стоматологических заболеваний у детей
Занятие №16. Поллиноз, атопический дерматит у детей. Что надо знать об аллергии
Занятие №16. Особенности питания учащихся с хроническими заболеваниями органов системы пищеварения
Занятие №17. Здоровый образ жизни – формируем с детства
Занятие №18. Как сохранить зрение у ребенка
Занятие №19. Сахарный диабет у ребенка. Что должны знать родители?
Занятие №20. Оберегая сердце с детства…
Занятие №21. Профилактика кори
Охрана психического здоровья детей и подростков
Плейлист: https://www.youtube.com/playlist?list=PLO2-hQiMHj9PwoCPYufACEC1FnOCYO-eH
Занятие №1. Психомоторное развитие ребенка до 3-х лет
Занятие №2. Нервно-психическое развитие ребенка от 3 до 18 лет
Занятие №3. Детско-родительская привязанность и поведенческие отклонения: подходы к коррекции
Занятие №4. Развитие личности ребенка, профилактика невротических расстройств
Занятие №5. Психотравма у детей: кто виноват и что надо делать?
Занятие №6. Стили семейного воспитания и их влияние на характер ребенка
Занятие №7. Взросление девочки. Факторы риска.
Занятие №8. Кризисы взросления ребенка
Занятие №9. Психологические проблемы у детей с расстройствами слуха и речи
Занятие №10. Как понять своего ребенка-подростка
Занятие №11. Игровая терапия. Возможности родителей
Занятие №12. Роль детского «телефона доверия» в профилактике кризисных состояний у несовершеннолетних
Занятие №13. Как уберечь ребенка от употребления психоактивных веществ
Занятие №14. Как определить, что ваш ребенок принимает наркотики?
Занятие №15. Самоповреждающее и саморазрушающее поведение подростка и его профилактика
Занятие №16. Организация помощи несовершеннолетним с суицидоопасным поведением
Занятие №17. Психическое здоровье детей и правовые последствия
ТПМПК
Запись на проведение обследования ребенка в комиссии (ТПМПК) осуществляется при подаче документов (основание - приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. №1082), по телефону запись не производится.
Прием документов осуществляется:
Понедельник - 14.00-17.00,
Вторник - 10.00-14.00,
Четверг - 9.00 - 17.00.
В случае предоставления неполного или некорректного пакета документов в записи на ТПМПК может быть отказано.
а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии (заполняется при обращении, вместе в оформлением карты ребёнка прошедшего обследование и согласием на обработку персональных данных https://vk.com/doc-112135099_539648077 (можно распечатать самостоятельно: заявление на ТПМПК https://vk.com/doc-112135099_539648990 один экземпляр и карту на одном! листе с двух сторон в виде брошюры и заполнить дома, даты нигде не ставить, они должны соответствовать дате подачи документов в ТПМПК);
б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);
в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);
г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);
д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);
Выписка оформляется на официальном бланке медицинской организации и заверяется личной подписью и печатью врача-педиатра. В выписке указывается дата ее оформления. Выписка может предоставляться из медицинской организации, в которой наблюдается ребенок по полису ОМС или ДМС.
ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);
з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.
При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.
Как поступать родителям, чтобы предотвратить приобщение ребёнка к наркотикам, алкоголю, табакокурению
Приобщение к наркотикам, алкоголю, табакокурению является серьёзной проблемой современного общества. Они не редко калечат жизнь и молодым людям и их родным, и именно родственники зачастую могут предотвратить надвигающиеся проблемы. Как вы можете помочь своему ребёнку?
- Всегда помните, что дети еще только учатся быть взрослыми. Часто из-за отсутствия жизненного опыта и неумения определить главное в том или ином явлении, они принимают за эталон в поведении взрослых поверхностные, чисто внешние признаки и пытаются их копировать. Поэтому важно знать, кому они стараются подражать. Помните, что Вы очень много значите для Вашего ребенка. Он замечает все, что Вы делаете, как говорите и поступаете. Ваш личный пример, своевременное и уместно сказанное слово играют огромную роль.
- Помогите детям разобраться в информации о наркотиках и наркомании. Подберите соответствующую литературу, ознакомьтесь с доступной информацией и постарайтесь довести ее до сознания ребенка в непринужденной беседе, при просмотре телепередач или во время совместного чтения газет, журналов, книг.
- Сделайте Ваш дом открытым и радушным для друзей Ваших детей. Поддерживайте, и участвуйте в их увлечениях (спорт, коллекционирование, творчество и т.п.). Это укрепит Ваш авторитет, позволит поддерживать с детьми доверительные отношения.
- Обсуждайте с детьми различные случаи и происшествия, касающиеся наркотиков. Предложите им решить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее правильные варианты поведения.
- Старайтесь узнать как можно больше про все, что касается злоупотребления наркотиками.
- Беседуйте со своим ребенком о проблемах, связанных с наркотиками. Предостерегайте его, обосновывая свою позицию. Не ждите, когда у него появятся явные признаки употребления наркотиков.
- Оставаясь твердым в своих установках, никогда не отказывайте ребенку в возможности что-либо высказать или обсудить. Ваша излишняя жесткость может вызвать «молчаливый бойкот» со стороны ребенка.
- Всегда интересуйтесь тем, что делают ваши дети, в каких компаниях проводят время. Родители должны знать, где бывают дети и кто их друзья.
- Если вы заподозрили, что ваш ребенок употребляет наркотики, внимательно приглядывайтесь к нему. Заведите дневник, в который записывайте все особенности поведения вашего ребенка, отмечая дату и время.
- Перед тем, как провести с ребенком серьезный разговор, составьте для себя список доводов, чтобы разъяснить, почему возникла потребность в таком разговоре. Проводите его только, если ребенок в нормальном трезвом состоянии и если вы держите себя в руках. Будьте готовы, что разговор вызовет у вашего ребенка раздражение. Нужно ожидать, что ребенок попробует «надавить на» ваши чувства. Но ваша твердая позиция будет для него наилучшей заботой.
- Главное внимание при разговоре с ребенком концентрируйте на его поведении, пользуйтесь конкретными примерами и высказывайтесь спокойно и сдержанно. Подчеркните, что вы отвергаете только его поведение, а не самого ребенка как личность. Проявляйте свою любовь к нему, независимо не от каких условий.
- Очень важно, чтобы оба родителя были единодушны и последовательны в своих подходах. Вы должны держаться вместе и не давать ребенку использовать ваши противоречия между собой.
- Если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики, не делайте вид, что ничего не случилось. Не тяните время – обратитесь к специалисту наркологу. Не следует бояться слова «нарколог», т. к. в данной ситуации помочь вам сможет только профессионал. Вместе вы сможете обдумать, как убедить ребенка прийти на прием.
- Никогда не поддавайтесь на шантаж со стороны ребёнка.
- Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков. Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Разговор о наркотиках в этом случае может возникать – только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить.
Об организации работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Санкт-Петербурга
Памятка родителям
Советы родителям по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей
- Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами.
- Абсолютно неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером. Это может только углубить проблему и отдалить ребенка от родителей.
- Если ребенок страдает игровой завистью, нужно постараться понять его и в какой-то мере разделить его интерес к компьютерным играм. Это не только сблизит ребенка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать советам родителей и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.
- Критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и потому вызывает замкнутость и в некоторых случаях агрессию.
- Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа у детей является правильное воспитание ребенка. При этом важно не ограничивать детей в их действиях (например, запрещать те или иные игры), а объяснять, почему то или иное занятие или увлечение для него не желательно.
- Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии. В то же время, если ребенок все же встретился с такой информацией нужно в доступной форме объяснить ему, почему такая информация для него опасна и почему он не должен стремиться узнать ее.
- Категорический запрет того или иного вида информации безо всяких объяснений только увеличит интерес ребенка к этой информации, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и ребенком.
Дети и подростки нуждаются в самовыражении. За неимением других средств выражения своих мыслей и энергии они обращаются к компьютеру и компьютерным играм, которые создают иллюзию реальности безграничных возможностей, лишенной ответственности. Такая иллюзия оказывает разрушительное действие на психику.
Безопасный Интернет
Родительский контроль — комплекс правил и мер по предотвращению негативного воздействия сети интернет и компьютера на опекаемого человека (ребёнка).
Практические рекомендации о том, как оставаться в безопасности в киберпространстве и избежать существующих рисков.
- Нежелательный контент
- Интернет-знакомства
- Кибербуллинг
- Кибермошенничество
- Интернет- и игровая зависимость
- Вредоносные программы
- Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
- Линия помощи “Дети Онлайн”
Контентные риски – это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.
Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом:
- Приучите ребенка советоваться с взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
- Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
- Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами;
- Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента (см. Приложение);
- Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети;
Тем не менее, помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.
- Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
- Выработайте «семейные правила» использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
- Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.
Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете
Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.
Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.
Предупреждение груминга:
- Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
- Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
- Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
- Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
- Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
Объясните ребенку основные правила поведения в Сети:
- Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
- Если интернет-общение становится негативным – такое общение следует прервать и не возобновлять.
Как избежать кибербуллинга
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Предупреждение кибербуллинга:
- Объясните детям, что при общении в Интернете, они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости так же неприятно, как и слышать;
- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем;
- Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации – практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички;
- Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
- Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
Как защититься от кибербуллинга:
- Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете – необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
- Если по электронной почте или другим каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления – лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
- Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на горячую линию. Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.
Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга:
- Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу – самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
- Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
- Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.
- Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является причинение материального или иного ущерба путем хищения личной информации пользователя (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и другое)
Предупреждение кибермошенничества:
- Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться с взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
- Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных;
- Прежде чем совершить покупку в интернет-магазине, удостоверьтесь в его надежности и, если ваш ребенок уже совершает онлайн-покупки самостоятельно, объясните ему простые правила безопасности:
- Ознакомьтесь с отзывами покупателей
- Проверьте реквизиты и название юридического лица – владельца магазина
- Уточните, как долго существует магазин. Посмотреть можно в поисковике или по дате регистрации домена (сервис WhoIs)
- Поинтересуйтесь, выдает ли магазин кассовый чек
- Сравните цены в разных интернет-магазинах.
- Позвоните в справочную магазина
- Обратите внимание на правила интернет-магазина
- Выясните, сколько точно вам придется заплатить
- Объясните ребенку, что нельзя отправлять слишком много информации о себе при совершении интернет-покупок: данные счетов, пароли, домашние адреса и номера телефонов. Помните, что никогда администратор или модератор сайта не потребует полные данные вашего счета, пароли и пин-коды. Если кто-то запрашивает подобные данные, будьте бдительны – скорее всего, это мошенники.
Как распознать интернет- и игровую зависимость
Сегодня в России все более актуальны проблемы так называемой «интернет-зависимости» (синонимы: интернет-аддикция, виртуальная аддикция) и зависимости от компьютерных игр («геймерство»). Первыми с ними столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию онлайн.
Как выявить признаки интернет-зависимости у ребенка:
- Оцените, сколько времени ребенок проводит в Сети, не пренебрегает ли он из-за работы за компьютером своими домашними обязанностями, выполнением уроков, сном, полноценным питанием, прогулками.
- Поговорите с ребенком о том, чем он занимается в Интернете. Социальные сети создают иллюзию полной занятости – чем больше ребенок общается, тем больше у него друзей, тем больший объем информации ему нужно охватить – ответить на все сообщения, проследить за всеми событиями, показать себя. Выясните, поддерживается ли интерес вашего ребенка реальными увлечениями, или же он просто старается ничего не пропустить и следит за обновлениями ради самого процесса. Постарайтесь узнать, насколько важно для ребенка общение в Сети и не заменяет ли оно реальное общение с друзьями.
- Понаблюдайте за сменой настроения и поведением вашего ребенка после выхода из Интернета. Возможно проявление таких психических симптомов как подавленность, раздражительность, беспокойство, нежелание общаться. Из числа физических симптомов можно выделить головные боли, боли в спине, расстройства сна, снижение физической активности, потеря аппетита и другие.
Если вы обнаружили возможные симптомы интернет-зависимости у своего ребенка, необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Постарайтесь наладить контакт с ребенком. Узнайте, что ему интересно, что его беспокоит и так далее.
- Не запрещайте ребенку пользоваться Интернетом, но постарайтесь установить регламент пользования (количество времени, которые ребенок может проводить онлайн, запрет на сеть до выполнения домашних уроков и прочее). Для этого можно использовать специальные программы родительского контроля, ограничивающие время в Сети.
- Ограничьте возможность доступа к Интернету только своим компьютером или компьютером, находящимся в общей комнате, – это позволит легче контролировать деятельность ребенка в сети. Следите за тем, какие сайты посещает ребенок.
- Попросите ребенка в течение недели подробно записывать, на что тратится время, проводимое в Интернете. Это поможет наглядно увидеть и осознать проблему, а также избавиться от некоторых навязчивых действий, например от бездумного обновления странички в ожидании новых сообщений.
- Предложите своему ребенку заняться чем-то вместе, постарайтесь его чем-то увлечь. Попробуйте перенести кибердеятельность в реальную жизнь. Например, для многих компьютерных игр существуют аналогичные настольные игры, в которые можно играть всей семьей или с друзьями, при этом общаясь друг с другом вживую. Важно, чтобы у ребенка были не связанные с Интернетом увлечения, которым он мог бы посвящать свое свободное время.
- Дети с интернет-зависимостью субъективно ощущают невозможность обходиться без Сети. Постарайтесь тактично поговорить об этом с ребенком. При случае обсудите с ним ситуацию, когда в силу каких-то причин он был вынужден обходиться без Интернета. Важно, чтобы ребенок понял – ничего не произойдет, если он на некоторое время выпадет из жизни интернет-сообщества.
- В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалисту.
Как научить ребенка не загружать на компьютер вредоносные программы
Вредоносные программы (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.) могут нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать ваш компьютер для распространения вируса, рассылать от вашего имени спам с адреса электронной почты или профиля какой-либо социальной сети.
Предупреждение столкновения с вредоносными программами:
- Установите на все домашние компьютеры специальные почтовые фильтры и антивирусные системы для предотвращения заражения программного обеспечения и потери данных. Такие приложения наблюдают за трафиком и могут предотвратить как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.
- Используйте только лицензионные программы и данные, полученные из надежных источников. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ, особенно игр.
- Объясните ребенку, как важно использовать только проверенные информационные ресурсы и не скачивать нелицензионный контент.
- Периодически старайтесь полностью проверять свои домашние компьютеры.
- Делайте резервную копию важных данных.
- Старайтесь периодически менять пароли (например, от электронной почты) и не используйте слишком простые пароли.
Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
- Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен вам доверять и знать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать;
- Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять, насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка;
- Если ребенок расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или попал в неприятную ситуацию (потратил ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и прочее) – постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации: что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете;
- Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни; узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и тому подобное), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время;
- Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств: зайдите на страницы сайта, где был ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем это может вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы);
- Если вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с вами или вообще не готов идти на контакт, или вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации – обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и другое), где вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС и другие)
Линия помощи “Дети Онлайн”
Если вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи “Дети Онлайн” по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Приложение
В декабре 2012 года порталом Anti-Malware.ru было проведено тестирование модулей Родительского контроля в ведущих программных решениях производителей по обеспечению безопасной работы в сети Интернет. В результате тестов были определены 4 программных продукта, которые наиболее эффективно ограничивают просмотр детьми нежелательного контента — KinderGate Parental Control 1.5, Kaspersky Internet Security 2013, ContentKeeper Express и Avira Internet Security.
Помимо этого «Лига безопасного Интернета» рекомендует использовать «Базовый фильтр». Скачать фильтр можно по адресу: http://ligainternet.ru/encyclopedia-of-security/parents-and-teachers/parents-and-teachers-detail.php?ID=532
"Базовый фильтр" предназначен для строгой фильтрации на основании «белых списков». Рекомендуется для использования в учреждениях образования и культуры. "Базовый фильтр" применяется совместно с другими мерами для обеспечения безопасности в интернете.